Кризис умерил жажду
Рынок бутилированной питьевой воды - один из самых быстрорастущих потребительских рынков в России. На протяжении нескольких последних лет он постоянно рос на 15-16%. Кризис сильно ударил по производителям бутилированной воды. По оценкам экспертов, рынок сократился на 5-6%.
Причины падения рынка эксперты видят не только в мировом финансовом кризисе, но и в неэффективной политике развития некоторых предприятий отрасли, сконцентрировавшихся только на работе с корпоративными клиентами. Именно этот сегмент испытал на себе наибольший отток покупателей и падение спроса.
По словам Сергея Нестерюка, коммерческого директора компании "Новосибирскпродмаш", которая производит оборудование для бутилирования воды, меньше всего в ситуации экономической нестабильности пострадали производители, которые ориентировались в своей работе на частных лиц. И это вполне объяснимо: люди сейчас больше заботятся о своем здоровье, стремятся употреблять безопасные, качественные и проверенные продукты.
По мнению руководителя технического комитета Союза производителей бутилированных вод Александра Маляева, сегодня можно говорить о том, что отрасль вышла из активной фазы кризиса. Остановилось падение объемов продаж. Большинство производителей и продавцов приспособились к новым условиям работы. Рынок медленно, но все-таки активизируется. Некоторые компании, отложившие модернизацию своего производства в прошлом году, сейчас возвращаются к этому вопросу. При этом на рынке наблюдаются две основные тенденции. Первая - более низкая доходность бизнеса за счет снижения отпускных цен, особенно в регионах, и увеличение коммунальных расходов. Вторая - низкий уровень привлечения новых клиентов.
На рынке появляется все больше дешевых брендов, создаваемых для охвата низшего ценового сегмента. Это приводит к обострению конкуренции в дешевом сегменте рынка, причем конкурентная борьба ведется не самыми лучшими методами, что в итоге оборачивается недоверием покупателей к продукту в целом, независимо от производителя.
Еще одним трендом сегодняшнего дня стало появление на рынке большого числа "антикризисных" предложений и акций по уже существующим брендам, напра вленным на снижение средней цены продаж и удержание старых клиентов. Насколько эффективны такие меры, покажет время. Эксперты же предлагают производителям бутилированной воды расширить границы своих предложений для уже существующих клиентов и более активно привлекать новых.
По оценке игроков рынка, возросли требования покупателей к качеству воды, к внешнему виду бутыли, при выборе кулерной воды в большей степени стали учитываться приемлемые условия доставки.
Эксперты полагают, что у рынка столовой воды в России огромные перспективы. Снижение запасов питьевой воды, ухудшение экологической ситуации и рост доходов населения будут способствовать развитию производства бутилированной воды. В настоящее время в среднем по России каждая третья проба водопроводной воды не соответствует санитарно-химическим показателям и каждая десятая - санитарно-бактериологическим. Несмотря на это, потребление бутилированной воды в России отстает от европейского. Так, если в Польше среднестатистический потребитель выпивает 40 литров бутилированной воды в год, в Чехии - 50, а в Западной Европе в среднем 100 литров, в России этот показатель составляет примерно 21 литр.
Московский рынок бутилированной воды достаточно насыщен - 10 игроков контролируют 75% рынка, при этом 45% занимают Nestle и "Королевская вода". На региональных рынках ситуация другая - на них есть свободные ниши - до сих пор в стране есть крупные города, где действует всего одна компания.
Бутилированная вода занимает около половины рынка всех безалкогольных напитков - по разным оценкам, от 40 до 60%. По данным Nielsen, в России через розничные каналы продают свою продукцию около 230 производителей бутилированной воды. Среди россиян наибольшая доля в потреблении воды принадлежит минеральной столовой воде - 66%, следующий по размеру сегмент - это очищенная вода (28%), на долю лечебной воды приходится 6%. Стоит отметить, что покупатели предпочитают воду в полиэтиленовой упаковке (ПЭТ-бутылки) - 97%. Оставшиеся 3% приходятся на долю стеклянной тары.
70% рынка бутилированной воды в России приходится на столовую воду, которую можно пить каждый день, 30% - на минеральную, с высоким содержанием солей и минералов (прежде чем ее пить, рекомендуется посоветоваться с врачом).
В 2010 году ожидается рост рынка бутилированных вод (темпы роста составят 10-15% ). То, что на рынке действует немного крупных игроков, говорит о том, что настал подходящий момент (поставщики оборудования в кризис снизили цены) для старта проектов и выхода новых игроков.
Практически треть всего производства минеральной воды в России сосредоточена в Южном ФО. Структура лидирующих позиций за последний год не изменилась, но распределение долей производства между ними теперь немного другое. Безусловным лидером в производстве минеральной и питьевой воды является Южный ФО, доля его производства составляет 28,3%. Далее следует Центральный ФО, в котором производится 21,0% всего производства воды в России.
Следует заметить, что производство в Центральном округе достаточно стабильно. На 2,1% в прошлом году выросла доля производства в Приволжском ФО, укрепив его позиции на третьем месте. Среди компаний-производителей лидером является "Карачинский источник", розливший свыше 160 млн литров воды.
Потребительские предпочтения россиян